Несмотря на то, что некоторые рассматривают советское монументальное искусство как аналог современного стрит-арта, это не совсем так. В СССР существовали мозаики, фрески, рельефы, барельефы и другие виды творчества на фасадах зданий, но их нельзя назвать стрит-артом в современном понимании. Современное уличное искусство – это несанкционированное художественное выражение. А в Советском Союзе творчество в общественных местах строго контролировалось государством и выполнялось по заказу. Основное назначение этих работ заключалось в пропаганде идеалов коммунизма и укреплении общественных ценностей
В этом заключался весь характер искусства того времени. Из-за контроля со стороны государства у художников не было свободы выбора тематики и формы. Всё должно было соответствовать официальной идеологии. В проектах художники могли участвовать только после прохождения жесткой иерархии государственных институтов.
Нет, конечно не всё так плохо. Благодаря плановой системе проекты были хорошо организованы и вписывались в общую концепцию эстетики города. Художники могли реализовывать крупные масштабные проекты. А государственная финансовая поддержка, тем временем, обеспечивала бюджет, что позволяло использовать качественные материалы и привлекать профессиональных художников.
Нет, конечно не всё так плохо. Благодаря плановой системе проекты были хорошо организованы и вписывались в общую концепцию эстетики города. Художники могли реализовывать крупные масштабные проекты. А государственная финансовая поддержка, тем временем, обеспечивала бюджет, что позволяло использовать качественные материалы и привлекать профессиональных художников.
В любом случае Советское искусство улиц – уникальный и очень интересный для изучения образец творчества.
А теперь на примерах:
Московский метрополитен, как говорят, самый красивый в мире! Это заслуга, в первую очередь, советских художников. Первая станция, которую украсили мозаиками – “Маяковская”. Созданы они были по эскизам Александра Дейнеки. Еще один потрясающий цикл мозаик можно увидеть на станции метро «Комсомольская-кольцевая». Там мозаики посвящены борьбе русского народа за независимость. Здесь и великие полководцы (от Александра Невского до Суворова), и изображение Ленина, и мозаика Родины-матери на фоне Кремля. Вот вам яркий пример взаимодействия искусства и социалистической идеологии.
“Новокузнецкая”, “Автозаводская”, “Белорусская” … продолжать список станций, в дизайне которых принимали участие советские художники можно долго. Но мы двигаемся дальше.
В Тольятти находится панно «Радость труда», занимающее площадь 530 квадратных метров (размеры впечатляющие для того времени). Мозаика рассказывает историю ушедшей цивилизации, начиная с Октябрьской революции и до полета Гагарина в космос, и символизирует важные вехи советской истории. Работа на мозаикой длилась несколько лет, а материалы привозили из многих советский городов!
В Тольятти находится панно «Радость труда», занимающее площадь 530 квадратных метров (размеры впечатляющие для того времени). Мозаика рассказывает историю ушедшей цивилизации, начиная с Октябрьской революции и до полета Гагарина в космос, и символизирует важные вехи советской истории. Работа на мозаикой длилась несколько лет, а материалы привозили из многих советский городов!
А во второй столице на одном из корпусов Института цитологии РАН есть редкий пример мозаики созданной уже в эпоху перестройки. Сюжеты Рэя Брэдбери перенесли на питерскую стену и получился необычный симбиоз советского и американского искусства.
Художник в СССР и современный художник
Художники в СССР проходили строгий отбор и готовились годами. Они поступали в художественные вузы, потом становились членами Союза художников, и только тогда получали доступ к крупным монументальным проектам. Творческий путь контролировался государством. “На улицы” допускали далеко не всех. Нет, даже не так. Чтобы творить на стенах городского пространства художник должен был иметь серьезный опыт и хорошую репутацию.
Современные стрит-арт художники работают в другой системе координат. Им не обязательно иметь высшее художественное образование или быть членами профессиональных организаций. Многие начинают с участия в стрит-арт конкурсах и фестивалях, где кураторы выбирают участников по их портфолио. А можно ещё проще – сейчас художники могут получит известность благодаря социальным сетям и затем получить приглашения на фестивали или коммерческие заказы.
Современные стрит-арт художники работают в другой системе координат. Им не обязательно иметь высшее художественное образование или быть членами профессиональных организаций. Многие начинают с участия в стрит-арт конкурсах и фестивалях, где кураторы выбирают участников по их портфолио. А можно ещё проще – сейчас художники могут получит известность благодаря социальным сетям и затем получить приглашения на фестивали или коммерческие заказы.
В новом мире, в 21 веке факторами успеха для стрит-арт художников совсем другие. Тут нужно, раз – выделяться своим видением среди других художников. Два – набирать аудиторию в онлайне. Три – участвовать в фестивалях и конкурсах. Да, всё таки несмотря на рост конкуренции в стрит-арте сейчас, у современного художника гораздо больше способов самовыражения. Это к лучшему, правда?
А вклад монументального искусства в культурный облик городов всё же велик. Многие работы по-прежнему живы и могут вдохновлять художников новой волны стрит-арта.
С вами было TAKNADO BÜRO.
Встретимся в новых творческих измерениях!
А вклад монументального искусства в культурный облик городов всё же велик. Многие работы по-прежнему живы и могут вдохновлять художников новой волны стрит-арта.
С вами было TAKNADO BÜRO.
Встретимся в новых творческих измерениях!